Залог успешного общения с ребенком в семье
«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают
будущую историю нашей страны, и значит, и историю мира».
А.С.Макаренко
План:
Семья в
современном мире
Основы оптимистического прогнозирования
Типичные ошибки воспитания
Принципы успешного общения
1. Семья в
современном мире
Известно, что определяющее значение в формировании
личности ребенка имеют общественная среда, семья, а школа и другие подобные
учреждения направляют этот процесс в русло конкретных педагогических задач.
О современной семье много пишут и говорят. Что такое
семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее
потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие
вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько
существует сама планета Земля.
Какая она,
семья 21-го века? Какой она может стать? Что она представляет собой сегодня с
точки зрения детей и родителей, совпадают ли мнения взрослых и детей в оценке
сегодняшней семейной ситуации? Каково состояние воспитания детей школьного
возраста в семье? В этом и во многом другом хотелось бы разобраться.
Я думаю,
все согласятся, что бесконфликтных семей не существует. Но в одних семьях
конфликты не только решаются благополучно, не принося вреда «
противоборствующим сторонам», но еще и содействуют укреплению взаимопонимания.
А в других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя.
Быть
родителями – радостный, но напряженный труд. Родительские обязанности не
кончаются так, как кончаются профессиональные обязанности с концом рабочего
дня. Вы постоянно должны быть готовы удовлетворять потребности ваших детей. И,
выполняя эту работу, не раз будете теряться и переживать сомнения, пытаясь
найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания.
2.Основы оптимистического прогнозирования
Да, конечно, воспитывать ребенка – нелегкое дело. Мифы
об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют
действительности. Дети не ангелы. Но даже самый маленький ребёнок-это личность,
и поэтому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих
родителей, можно и нужно стараться выйти с уважением к их человеческому
достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений. Мы,
учителя, уверены, что вы хотите того же, что и мы, - добра детям! Но все мы
знаем, как сложно бывает практически осуществить свои добрые намерения. В чём
же главная причина? Мне она видится в том, что мы, взрослые, не очень хорошо
помним, как сами были детьми. Жизнь приучила нас устанавливать дистанцию между
взрослым и ребёнком. А именно взгляд на ребёнка, та позиция, которую мы
выбираем в общении с ним, определяет во многом и всю успешность этого общения.
Простой пример со стаканом воды. Закончите фразу:
«Стакан наполовину…» Кто-то скажет, что пуст, и будет прав. А кто-то скажет,
что полон, и тоже будет прав. Суть наполненности сосуда от позитивного настроя
не изменится, но для ребёнка это позитивное отношение может явиться своего рода
трамплином, который поможет ему расти. А негативный взгляд, напротив, будет
способствовать движению вниз. Предлагаю изменить привычный взгляд: Я- взрослый,
ты -ребёнок
Я- всё знаю, ты -ничего не знаешь
Я- опытный, ты -неопытный
Я- всё умею, ты- ничего не умеешь
на
оптимистическое прогнозирование:
Я- взрослый, ты
-взрослеющий
Я- всё знаю, ты - узнающий
Я- опытный, ты –набирающийся опыта
Я- всё умею, ты- учишься
А значит, я-взрослый могу тебе-взрослеющему помочь,
направить, подсказать.
3.Типичные ошибки воспитания
Все родители воспитывают детей в меру
своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в
определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни
бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть,
сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое,
из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их
время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда
ли? Вот эти типичные ошибки:
1.Обещание
больше не любить.
«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду
тебя любить» Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие
ребенка. Намного лучше сказать: «Я буду тебя все равно любить, но твое
поведение я не одобряю».
2.
Безразличие. «Делай что хочешь, мне все равно»
Никогда не надо показывать ребенку, что вам все равно,
чем он занимается. Лучше вместо показанного безразличия постараться наладить с
ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не
устраивает. Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой
совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой
момент, когда тебе это понадобиться, ты можешь спросить у меня совета».
3. Слишком
много строгости и запретов без разъяснения.
«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я
в доме главная». Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они это
делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда
понятны ребенку, напоминают дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять
все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение
лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь
так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим – почему и зачем».
4. Детей
надо баловать.
Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни.
Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем
это может привести к множеству проблем. Проверьте, когда родители убирают
буквально каждый камушек с дороги ребенка, от этого ребенок не чувствует себя
счастливее. Скорее, наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и
одиноким. «Попробуй сделать это сам, а если не получится, я тебе с
удовольствием помогу» - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или
сыну.
5. «Больше
денег – лучше воспитание»
Любовь не купить за деньги – звучит довольно банально,
но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают
все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений
совести за то, что не можете исполнить все его пожелания. На самом деле любовь,
ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее
содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают
ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас самый – самый.
6. Наполеоновские
планы.
«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом,
живописью), я не позволю ему упустить свой шанс». К сожалению, дети не всегда
оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в
своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем,
музыкой. Заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте
оставить ему немного времени и для личных дел.
7. Слишком
мало ласки.
«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для
ребенка». Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя
любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться
должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не
навязывайте детям свою любовь активно – это может оттолкнуть их.
8.
Непостоянство требований к ребёнку.
«Можно или нет? Это зависит от настроения». Родители
должны показывать ребенку, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают
плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей.
Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а
завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я
делаю, главное, какое у мамы настроение.
9. Слишком
мало времени для воспитания ребенка.
«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя».
Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время
для него найти. Ребенок, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него
времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день
расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее
количества), поговорите с ребенком о том, как прошел день и т.д.
10.Противоречащее
поведение родителей своим же собственным принципам. Если родители говорят о том, что ценят в людях
честность и вежливость, а сами при этом позволяют себе некоторые поблажки на
глазах у ребёнка, это непременно заставит его усомниться в необходимости
следовать этим принципам.
4. Принципы успешного общения
Основой
общения родителей с детьми является несколько несложных, но очень важных
принципов:
Принятие ребенка – это проявление такой родительской любви,
когда ребенок понимает, что его любят, несмотря ни на что. Принять ребенка –
значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания
постель, а за сам факт его существования в этом мире.
Признание – это сохранение у ребенка чувства собственного
достоинства и уверенности в себе, в свои силах. Если родители признают
значимость своего ребенка, то они стараются подчеркнуть его достоинства,
поздравляют с каждым, пусть маленьким успехом, ободряют и поддерживают в минуты
жизненных трудностей. Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять
все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не
требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются
понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных
ситуаций в дальнейшем. Признание – это еще в какой-то мере и терпение
родителей. Терпение заключается не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и
закрывать на них глаза, а в том, чтобы ребенок имел время прочувствовать и
осознать совершенное им, и чтобы отец и мать были рядом и поддерживали его.
Ребенок с самого раннего детства нуждается в признании, но особенно это
необходимо в периоды возрастных кризисов: начало учебной деятельности, половое
созревание, поиск жизненного пути.
Любовь является не менее значимым
чувством для ребенка. Родительская
любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно,
они, как правило, всегда на поверхности.
Доступность - очень значимый и важный
принцип в общении детей и родителей. Он особенно актуален для родителей 21-го
века. Многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем,
что катастрофически не хватает времени на общение с детьми, что они много
работают и заняты добыванием куска хлеба.
Быть
доступным – это значит в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела,
свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать
на занятость, нельзя переносить на потом. Если у взрослых нет времени на
общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени
на общение с родителями завтра. Однако родители должны помнить, что проводить
время с собственным ребенком, это не значит без конца читать ему мораль или
делать, сидя с ним, уроки. Быть доступным для ребенка – это значит вовремя
прочитать вопрос в его глазах и ответить на вопрос, доверить ребенку свои переживания
и помочь ему пережить его страдания, проговорить и обсудить их вовремя.
Небрежность в воспитании детей зачастую оборачивается
страшными трагедиями, избежать которые можно было, помня о родительской
ответственности.
Семья, как и школа,
- это своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом.
С тревогой
и беспокойством, умом и сердцем мы – учителя и родители пытаемся осмыслить
сущность происходящих процессов во всех сферах нашей жизни, более конкретно
представить в этих сложных условиях новые нравственные ориентиры. А поэтому,
для нас – классных руководителей, важнейшая
и ответственная задача сделать родителей соучастниками всего педагогического
процесса.
Все вышесказанное способствует позитивному
воспитанию в рамках расширенного сотрудничества ученик – учитель – родитель.