Приветствую Вас, Гость

Залог успешного общения с ребенком в семье

«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, и значит, и историю мира».

А.С.Макаренко

 

 

План:

 Семья в современном мире

 

Основы оптимистического прогнозирования

 

Типичные ошибки воспитания

 

Принципы успешного общения

 


1. Семья в современном мире

 

Известно, что определяющее значение в формировании личности ребенка имеют общественная среда, семья, а школа и другие подобные учреждения направляют этот процесс в русло конкретных педагогических задач.

О современной семье много пишут и говорят. Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля.

     Какая она, семья 21-го века? Какой она может стать? Что она представляет собой сегодня с точки зрения детей и родителей, совпадают ли мнения взрослых и детей в оценке сегодняшней семейной ситуации? Каково состояние воспитания детей школьного возраста в семье? В этом и во многом другом хотелось бы разобраться.

     Я думаю, все согласятся, что бесконфликтных семей не существует. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не принося вреда « противоборствующим сторонам», но еще и содействуют укреплению взаимопонимания. А в других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя.

     Быть родителями – радостный, но напряженный труд. Родительские обязанности не кончаются так, как кончаются профессиональные обязанности с концом рабочего дня. Вы постоянно должны быть готовы удовлетворять потребности ваших детей. И, выполняя эту работу, не раз будете теряться и переживать сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания.

    

2.Основы оптимистического прогнозирования

Да, конечно, воспитывать ребенка – нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети не ангелы. Но даже самый маленький ребёнок-это личность, и поэтому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, можно и нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений. Мы, учителя, уверены, что вы хотите того же, что и мы, - добра детям! Но все мы знаем, как сложно бывает практически осуществить свои добрые намерения. В чём же главная причина? Мне она видится в том, что мы, взрослые, не очень хорошо помним, как сами были детьми. Жизнь приучила нас устанавливать дистанцию между взрослым и ребёнком. А именно взгляд на ребёнка, та позиция, которую мы выбираем в общении с ним, определяет во многом и всю успешность этого общения.

Простой пример со стаканом воды. Закончите фразу: «Стакан наполовину…» Кто-то скажет, что пуст, и будет прав. А кто-то скажет, что полон, и тоже будет прав. Суть наполненности сосуда от позитивного настроя не изменится, но для ребёнка это позитивное отношение может явиться своего рода трамплином, который поможет ему расти. А негативный взгляд, напротив, будет способствовать движению вниз. Предлагаю изменить привычный взгляд: Я- взрослый, ты -ребёнок

                                      Я- всё знаю, ты -ничего не знаешь

                                      Я- опытный, ты -неопытный

                                      Я- всё умею, ты- ничего не умеешь

на оптимистическое прогнозирование:

                         Я- взрослый, ты -взрослеющий

                                      Я- всё знаю, ты - узнающий

                                      Я- опытный, ты –набирающийся опыта

                                      Я- всё умею, ты- учишься

А значит, я-взрослый могу тебе-взрослеющему помочь, направить, подсказать.

 

3.Типичные ошибки воспитания

 

      Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? Вот эти типичные ошибки:

1.Обещание больше не любить.

«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить» Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка. Намного лучше сказать: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».

2. Безразличие. «Делай что хочешь, мне все равно»

Никогда не надо показывать ребенку, что вам все равно, чем он занимается. Лучше вместо показанного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает. Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобиться, ты можешь спросить у меня совета».

3. Слишком много строгости и запретов без разъяснения.

«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная». Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они это делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминают дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим – почему и зачем».

4. Детей надо баловать.

Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Проверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги ребенка, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу» - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

5. «Больше денег – лучше воспитание»

Любовь не купить за деньги – звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнить все его пожелания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас самый – самый.

6. Наполеоновские планы.

«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс». К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

7. Слишком мало ласки.

«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка». Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно – это может оттолкнуть их.

8. Непостоянство требований к ребёнку.

«Можно или нет? Это зависит от настроения». Родители должны показывать ребенку, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение.

9. Слишком мало времени для воспитания ребенка.

«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя». Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Ребенок, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества), поговорите с ребенком о том, как прошел день и т.д.

10.Противоречащее поведение родителей своим же собственным принципам. Если родители говорят о том, что ценят в людях честность и вежливость, а сами при этом позволяют себе некоторые поблажки на глазах у ребёнка, это непременно заставит его усомниться в необходимости следовать этим принципам.

 

4. Принципы успешного общения

 

     Основой общения родителей с детьми является несколько несложных, но очень важных принципов:

     Принятие ребенка – это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят, несмотря ни на что. Принять ребенка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире.

     Признание – это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в свои силах. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркнуть его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание – это еще в какой-то мере и терпение родителей. Терпение заключается не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы ребенок имел время прочувствовать и осознать совершенное им, и чтобы отец и мать были рядом и поддерживали его. Ребенок с самого раннего детства нуждается в признании, но особенно это необходимо в периоды возрастных кризисов: начало учебной деятельности, половое созревание, поиск жизненного пути.

   Любовь является не менее значимым чувством для ребенка. Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности.

    Доступность - очень значимый и важный принцип в общении детей и родителей.  Он особенно актуален для родителей 21-го века. Многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что катастрофически не хватает времени на общение с детьми, что они много работают и заняты добыванием куска хлеба.

    Быть доступным – это значит в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на потом. Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком, это не значит без конца читать ему мораль или делать, сидя с ним, уроки. Быть доступным для ребенка – это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, проговорить и обсудить их вовремя.

    

Небрежность в воспитании детей зачастую оборачивается страшными трагедиями, избежать которые можно было, помня о родительской ответственности.

Семья, как и школа, - это своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом.

     С тревогой и беспокойством, умом и сердцем мы – учителя и родители пытаемся осмыслить сущность происходящих процессов во всех сферах нашей жизни, более конкретно представить в этих сложных условиях новые нравственные ориентиры. А поэтому, для нас – классных руководителей, важнейшая и ответственная задача сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса.

 

     Все вышесказанное способствует позитивному воспитанию в рамках расширенного сотрудничества ученик – учитель – родитель.